Методы диагностики и проверки слуха у детей

11.09.2019

До четырёх-пяти месяцев дети с выраженной тугоухостью или глухотой, познающие мир посредством лишь зрительной функции, практически не отличаются от слышащих сверстников: поворачивают голову при виде матери, гулят, позднее – лепечут. Однако уже с пяти-шестимесячного возраста между ними и здоровыми детьми появляется разница, которая в дальнейшем стремительно растёт – не формируется речь, запаздывает умственное развитие.

Именно поэтому проверка слуха у детей так важна – малыши, у которых нарушение было выявлено и скорректировано до года, к трём годам развиты так же, как и здоровые ровесники. Если патология обнаруживается в более позднем возрасте, возникают значительные трудности с речевым и интеллектуальным развитием.

Современные методы проверки слуха у детей

Существуют субъективные и объективные методы проверки слуха. Субъективными проверяется наличие видимой реакции на внешние раздражители. К таким методам относится следующие виды аудиометрии:

  • Поведенческая – проверка рефлекса на звуковой раздражитель. До 7-8 месяцев выявляют наличие безусловных рефлексов – поворот головы, изменение мимики, прекращение сосания в ответ на услышанный звук. В возрасте 1-3 года у ребёнка с целью проверки формируют условный рефлекс к определённым звукам с помощью игровых комплексов.
  • Пороговая (тональная) – проверка восприимчивости к звуковым сигналам различных частот воздушного и костного проведения;
  • Речевая (акуметрия) – определение разборчивости речи и шёпота с определённого расстояния. Назначается детям с трёхлетнего возраста.

Субъективные исследования проводятся в игровой форме с учётом состояния ребёнка (в момент проверки он должен быть здоровым, спокойным, сытым). Их результаты не всегда достоверны: дети не понимают, для чего это нужно, могут раскапризничаться, отказаться выполнять какие-то действия. Поэтому более точным является объективное исследование слуха у детей (проверка слуха ребёнка на аппарате), которому относится:      

  • Компьютерная аудиометрия – выявление вызванных слуховых потенциалов. Включает два метода КСВП (регистрация коротколатентных потенциалов) и ASSR (регистрация стационарных потенциалов). Эти методы являются основными видами диагностики нарушений слуха у новорождённых и детей раннего возраста. Их результаты свидетельствуют о состоянии всех отделов слухового анализатора, позволяют установить степень тугоухости, восприимчивость к звукам разных частотных диапазонов, определить целесообразность слухопротезирования и параметры усиления слухового аппарата.
  • Акустическую импедансометрию – автоматизированную проверку состояния наружного и среднего уха, слухового нерва. Позволяет выявить такие причины тугоухости, как ото- и тимпаносклероз, прободение барабанной перепонки, средний отит, повреждение слуховых косточек, невриному (шванному) слухового нерва.
  • Регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ) – аппаратное выявление нарушения функций сенсорного аппарата (волосковых клеток улитки). Метод позволяет диагностировать сенсорное нарушение слуха в том числе у новорождённыых детей.

Все методы нетравматичны и безболезненны. Исследование с помощью компьютерной аудиометрии длится около двух часов и может потребовать использования щадящего наркоза.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Заподозрить тугоухость у младенца можно по редкому или однообразному лепету, исчезновению уже появившихся слов. Предварительно проверить слух у ребёнка доречевого возраста можно и дома. Тесты выполняются поведенческим методом с помощью несложных приспособлений.

Для популярной простой проверки слуха в домашних условиях«горохового теста» - запасаются четырьмя пластиковыми баночками. В первую насыпают (примерно на треть) манную крупу, во вторую – гречневую, в третью – цельный горох. Четвёртую оставляют пустой (она нужна для «чистоты эксперимента», чтобы не путать реакцию на слуховой раздражитель с реакцией на зрительный). Сначала берут в руки пустую банку и наполненную манкой и трясут ими, симметрично двигая руками, на расстоянии 20-30 см от ушей ребёнка. О наличии слуха свидетельствует реакция – поворот головы, движения руками и ногами, моргание. Затем баночки меняют местами для проверки другого уха. Если ребёнок реагирует на звуки, издаваемые манкой, значит слух в норме, пробу можно не продолжать.

У малышей до 4 месяцев проверку можно начинать с гречки, отсутствие реакции на более тихие звуки в этом возрасте нормально. Более старшие дети должны реагировать на шум содержимого всех баночек. Проверку не стоит повторять слишком часто – в противном случае ребёнок может воспринимать эти раздражители обыденными и не проявлять в ответ никакой реакции.