Степени тугоухости и их особенности

19.09.2019

Классификация нарушений слуха

Наиболее значимой является количественная характеристика выраженности нарушения слуховой функции: от того, какой степени бывает потеря слуха, зависит уровень трудоспособности и качества жизни больного. Разделение по степеням тяжести едино для всех форм нарушения слуха. Так, степени нейросенсорной тугоухости характеризуются теми же количественными критериями, что и кондуктивной. Международная классификация потери слуха выделяет 4 степени тугоухости (в частотном диапазоне 0,125-8 кГц) и глухоту:

  • Первую – порог слышимости колеблется в диапазоне более 25 до 40 децибел (дБ);
  • Вторую – слышимость в пределах более 40 до 55 дБ;
  • Третью – порог слышимости находится в диапазоне более 55 до 70 дБ;
  • Четвёртую – отсутствие восприятия громкости до >70-90 дБ
  • Глухота – возможность слышать только очень громкие звуки - 91 дБ и выше.

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

При первой степени нарушения слуха человек слышит обычную разговорную речь (как во время беседы в спокойном тоне) с расстояния 5 м и более, шёпот – на расстоянии 1-4,5 м. При этом может страдать способность разбирать речь - воспринимать все слова и звуки, что ограничивает понимание смысла сказанного. Однако ведению диалога (собеседники обычно находятся достаточно близко) это не мешает. Затруднения возникают в восприятии тихой речи, речи, звучащей в отдалении или на фоне шума. Наименее чётко (в порядке возрастания по степени восприятия) слышны фонетические звуки (фонемы): ф, с, п, х, г, з, в.

Из неречевых звуков при лёгкой потере слуха не слышны звуки диапазона 0-25 дБ:

  • щебетание птиц;
  • шелест падающих листьев;
  • шум дождя за окном;
  • капанье воды из водопроводного крана;
  • тиканье часов.

Умеренная - легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)

Умеренная степень снижения слуха характеризуется слышимостью разговорной речи в диапазоне 3- 5 м, шёпота – 0,5-1,5 м. Нарушение способности разбирать речь влечёт некоторые затруднения в ведении диалога.К фонетическим звукам, трудно воспринимаемым при лёгкой потере слуха, добавляются: т, ш, ж, м, д, б, и, а, п, н, о, р.

При умеренной потере слуха человек не слышит следующие шумы (40-55 дБ):

  • льющейся воды из крана;
  • компрессора холодильника;
  • работающего бытового вентилятора;
  • перемещения лифта и стука его дверей

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

При третьей степени нарушения слуха разговорная речь слышна на расстоянии не более 1-3 м от источника, а шёпот не слышен совсем. Сильно страдает восприятие элементов речи, отчётливо слышны лишь три звука: е, л, у. Ведение диалога значительно затруднено – человек отчётливо разбирает разговорную речь буквально у самого уха, при некотором отдалении собеседнику приходится кричать, чтобы быть услышанным.

При тяжёлой потере слуха человек не слышит большинство окружающих звуков (до 70 дБ включительно), среди них:

  • лай собак,
  • громкий кашель, смех, детский плач;
  • работающая кофемолка, стиральная машина, пылесос;
  • шум сливного бачка;
  • музыка (без усиления).

Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

Человек с четвёртой степенью тугоухости не различает шёпот, способен слышать речь на расстоянии 1 м, а в тяжёлых случаях – только крик рядом с ухом. При этом речь даже рядом с ухом становится для него неразборчивой. Вести диалог может только с помощью слуховых протезов.

Глубокая тугоухость без слухопротезирования существенно повышает риск травм, поскольку человек не слышит даже громких (до 90 дБ включительно) шумов:

  • движущегося поезда;
  • автомобильного двигателя;

Глухота

Глухота характеризуется полным отсутствием восприятия разговорной речи. При этом человек может вообще не слышать никаких звуков или воспринимать очень громкие (свыше 90 дБ), с близкого расстояния:

  • крик рядом с ухом;
  • гудок автомобиля или поезда;
  • грохот отбойного молотка

Классификация нарушений слуха у детей

При потере слуха в детском возрасте широко используются классификация с точки зрения сурдопедагогики, отличающаяся от приведённой выше медицинской. Согласно ей, среди детей с нарушением слуховой функции выделяют:

  • слабослышащих – способных овладеть речью спонтанно, в основном без применения педагогических приёмов (условно такое нарушение слуха можно сопоставить с лёгкой и умеренной степенью тугоухости согласно международной классификации);
  • глухих – неспособных к формированию речи без помощи сурдопедагога.

Такая классификация необходима для прогнозирования и выбора оптимальных подходов к обучению. Среди глухих детей с остаточным слухом принято выделять 4 группы в зависимости от возможности слышать более высокие звуки (по Л.В. Нейману):

  • Первая группа. Дети, слышащие лишь самые низкие частоты (0,128-0,256 кГц). Они не могут распознавать речь, реагируют лишь на громкие звуки вблизи.
  • Вторая группа. Дети, слышащие частоты до 0,512 кГц включительно и, кроме реакции на неречевые громкие звуки поблизости, способные различать некоторые речевые гласные.
  • Третья группа. Дети, улавливающие звуковые частоты до 1,024 кГц включительно. Они реагируют (но не распознают полностью) на речевые звуки рядом с ухом, различают несколько гласных фонем, ряд знакомых слов (если глухота возникла после овладения речью).
  • Четвёртая группа. Дети с сохранённым восприятием частот до 2,048 кГц. Большинство из них слышит речь у самого уха, большую часть гласных звуков и некоторые согласные, ряд знакомых слов, из неречевых звуков – музыку, звонок на близком расстоянии.

Сводная таблица потери слуха


Степень потери слуха

Слышмиость речи

Слышимость шёпота

Слышимость неречевых звуков

0-25 дБ

25-40 дБ

40-55 дБ

55-70 дБ

70-90 дБ

Свыше 90 дБ

I

С расстояния 5-7 м

С расстояния 1,5-4 м

Отсутствует

Сохранено

Сохранено

Сохранено

Сохранено

Сохранено

II

С расстояния 3-5 м

С расстояния 0,5-1,5 м

Отсутствует

Отсутствует

Сохранено

Сохранено

Сохранено

Сохранено

III

С расстояния 1-3 м

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Сохранено

Сохранено

Сохранено

IV

С расстояния до 1 м или почти отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Сохранено

Сохранено

Глухота

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует или слышны очень громкие звуки




Читайте также...


  • Слухопротезирование
    Как чистить и ухаживать за слуховым аппаратом

    Что включает в себя уход за слуховым аппаратом, когда его следует снимать и отключать. Как почистить ушной вкладыш, просушить аппарат. Уход за внутриушными, внутриканальными моделями.

  • Слухопротезирование
    Как работает слуховой аппарат и его принцип действия

    Какие бывают слуховые аппараты, кому они рекомендованы, как работает слуховой аппарат для глухих. Современные модели устройств, что такое кохлеарный имплант.

  • Нарушение слуха
    Заболевания ушей: виды и симптомы

    Виды болезней ушей у человека: острые, хронические, врожденные и приобретенные, поражения внутреннего, среднего и наружного уха. Симптомы, что делать при их появлении.

  • Нарушение слуха
    Причины нарушения и снижения слуха

    Почему и как часто происходит снижение слуха у детей, взрослых, как возникает старческая глухота. Инфекции, интоксикации, травмы. Врожденные и приобретенные причины тугоухости.

  • Нарушение слуха
    Степени тугоухости и их особенности

    Нарушение слуха может характеризоваться различной степенью выраженности и варьируется от лёгкой тугоухости, не слишком осложняющей человеку жизнь, до глухоты, влекущей инвалидность. В статье представлена международная классификация и описаны особенности различных степеней тугоухости и глухоты. Представлена альтернативная классификация нарушений слуха у детей.

  • Слухопротезирование
    Виды слуховых аппаратов и факторы выбора

    Какие бывают разновидности слуховых аппаратов: аналоговые, цифровые модели, программируемые и непрограммируемые. Типы аппаратов по способу ношения: карманные, внутриушные, заушные.

  • Нарушение слуха
    Тугоухость и характерные особенности нарушения слуха

    Тугоухость – это частичная потеря слуха. В статье коротко изложены сведения о формах тугоухости, основных причинах, методах коррекции. О том, как развивается тугоухость, к каким последствиям приводит нарушение слуха у маленьких детей.

  • Лечение слуха
    Методы самостоятельной и врачебной проверки слуха

    Для чего нужна своевременная проверка слуха. Методы врачебной диагностики: исследование слуха речью, тоновая аудиометрия, скрининг у детей; обследование в домашних условиях.

  • О слухе
    Орган слуха человека - строение, функции, особенности

    Орган слуха и равновесия, или ухо – это целая система, совокупность нескольких органов, отвечающих за восприятие человеком звуков и координацию движений. В статье вы узнаете о функция и строении органа слуха человека. А также об интересных фактах и особенностях слуха.