19.09.2019
Классификация нарушений слуха
Наиболее значимой является количественная характеристика выраженности нарушения слуховой функции: от того, какой степени бывает потеря слуха, зависит уровень трудоспособности и качества жизни больного. Разделение по степеням тяжести едино для всех форм нарушения слуха. Так, степени нейросенсорной тугоухости характеризуются теми же количественными критериями, что и кондуктивной. Международная классификация потери слуха выделяет 4 степени тугоухости (в частотном диапазоне 0,125-8 кГц) и глухоту:
- Первую – порог слышимости колеблется в диапазоне более 25 до 40 децибел (дБ);
- Вторую – слышимость в пределах более 40 до 55 дБ;
- Третью – порог слышимости находится в диапазоне более 55 до 70 дБ;
- Четвёртую – отсутствие восприятия громкости до >70-90 дБ
- Глухота – возможность слышать только очень громкие звуки - 91 дБ и выше.
Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)
При первой степени нарушения слуха человек слышит обычную разговорную речь (как во время беседы в спокойном тоне) с расстояния 5 м и более, шёпот – на расстоянии 1-4,5 м. При этом может страдать способность разбирать речь - воспринимать все слова и звуки, что ограничивает понимание смысла сказанного. Однако ведению диалога (собеседники обычно находятся достаточно близко) это не мешает. Затруднения возникают в восприятии тихой речи, речи, звучащей в отдалении или на фоне шума. Наименее чётко (в порядке возрастания по степени восприятия) слышны фонетические звуки (фонемы): ф, с, п, х, г, з, в.
Из неречевых звуков при лёгкой потере слуха не слышны звуки диапазона 0-25 дБ:
- щебетание птиц;
- шелест падающих листьев;
- шум дождя за окном;
- капанье воды из водопроводного крана;
- тиканье часов.
Умеренная - легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)
Умеренная степень снижения слуха характеризуется слышимостью разговорной речи в диапазоне 3- 5 м, шёпота – 0,5-1,5 м. Нарушение способности разбирать речь влечёт некоторые затруднения в ведении диалога.К фонетическим звукам, трудно воспринимаемым при лёгкой потере слуха, добавляются: т, ш, ж, м, д, б, и, а, п, н, о, р.
При умеренной потере слуха человек не слышит следующие шумы (40-55 дБ):
- льющейся воды из крана;
- компрессора холодильника;
- работающего бытового вентилятора;
- перемещения лифта и стука его дверей
Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)
При третьей степени нарушения слуха разговорная речь слышна на расстоянии не более 1-3 м от источника, а шёпот не слышен совсем. Сильно страдает восприятие элементов речи, отчётливо слышны лишь три звука: е, л, у. Ведение диалога значительно затруднено – человек отчётливо разбирает разговорную речь буквально у самого уха, при некотором отдалении собеседнику приходится кричать, чтобы быть услышанным.
При тяжёлой потере слуха человек не слышит большинство окружающих звуков (до 70 дБ включительно), среди них:
- лай собак,
- громкий кашель, смех, детский плач;
- работающая кофемолка, стиральная машина, пылесос;
- шум сливного бачка;
- музыка (без усиления).
Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)
Человек с четвёртой степенью тугоухости не различает шёпот, способен слышать речь на расстоянии 1 м, а в тяжёлых случаях – только крик рядом с ухом. При этом речь даже рядом с ухом становится для него неразборчивой. Вести диалог может только с помощью слуховых протезов.
Глубокая тугоухость без слухопротезирования существенно повышает риск травм, поскольку человек не слышит даже громких (до 90 дБ включительно) шумов:
- движущегося поезда;
- автомобильного двигателя;
Глухота
Глухота характеризуется полным отсутствием восприятия разговорной речи. При этом человек может вообще не слышать никаких звуков или воспринимать очень громкие (свыше 90 дБ), с близкого расстояния:
- крик рядом с ухом;
- гудок автомобиля или поезда;
- грохот отбойного молотка
Классификация нарушений слуха у детей
При потере слуха в детском возрасте широко используются классификация с точки зрения сурдопедагогики, отличающаяся от приведённой выше медицинской. Согласно ей, среди детей с нарушением слуховой функции выделяют:
- слабослышащих – способных овладеть речью спонтанно, в основном без применения педагогических приёмов (условно такое нарушение слуха можно сопоставить с лёгкой и умеренной степенью тугоухости согласно международной классификации);
- глухих – неспособных к формированию речи без помощи сурдопедагога.
Такая классификация необходима для прогнозирования и выбора оптимальных подходов к обучению. Среди глухих детей с остаточным слухом принято выделять 4 группы в зависимости от возможности слышать более высокие звуки (по Л.В. Нейману):
- Первая группа. Дети, слышащие лишь самые низкие частоты (0,128-0,256 кГц). Они не могут распознавать речь, реагируют лишь на громкие звуки вблизи.
- Вторая группа. Дети, слышащие частоты до 0,512 кГц включительно и, кроме реакции на неречевые громкие звуки поблизости, способные различать некоторые речевые гласные.
- Третья группа. Дети, улавливающие звуковые частоты до 1,024 кГц включительно. Они реагируют (но не распознают полностью) на речевые звуки рядом с ухом, различают несколько гласных фонем, ряд знакомых слов (если глухота возникла после овладения речью).
- Четвёртая группа. Дети с сохранённым восприятием частот до 2,048 кГц. Большинство из них слышит речь у самого уха, большую часть гласных звуков и некоторые согласные, ряд знакомых слов, из неречевых звуков – музыку, звонок на близком расстоянии.
Сводная таблица потери слуха
Степень потери слуха |
Слышмиость речи |
Слышимость шёпота |
Слышимость неречевых звуков |
|||||
0-25 дБ |
25-40 дБ |
40-55 дБ |
55-70 дБ |
70-90 дБ |
Свыше 90 дБ |
|||
I |
С расстояния 5-7 м |
С расстояния 1,5-4 м |
Отсутствует |
Сохранено |
Сохранено |
Сохранено |
Сохранено |
Сохранено |
II |
С расстояния 3-5 м |
С расстояния 0,5-1,5 м |
Отсутствует |
Отсутствует |
Сохранено |
Сохранено |
Сохранено |
Сохранено |
III |
С расстояния 1-3 м |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Сохранено |
Сохранено |
Сохранено |
IV |
С расстояния до 1 м или почти отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Сохранено |
Сохранено |
Глухота |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует или слышны очень громкие звуки |